Реабилитация людей с ограниченными возможностями здоровья является актуальной проблемой для общества и приоритетным направлением государственной социальной политики. В России реализуется Программа по созданию безбарьерной (доступной) среды для инвалидов и маломобильных групп населения.
В соответствии с нормативными документами РФ к маломобильным группам населения относятся:
- Инвалиды с поражением опорно-двигательного аппарата (включая инвалидов, использующих кресла-коляски)
- Инвалиды с нарушением зрения и слуха
- Лица преклонного возраста (60 лет и старше)
- Временно нетрудоспособные
- Беременные женщины
- Люди с детскими колясками
- Дети дошкольного возраста.
Одним из приоритетных направлений государственной политики является политика создания условий для предоставления детям-инвалидам и детям с ОВЗ равного доступа к качественному образованию в образовательных организациях, реализующих образовательные программы дошкольного образования, с учетом особенностей их психофизического развития.
В современном образовании поставлена цель – обеспечить доступное и качественное образование детей с ОВЗ и детей-инвалидов. Поэтому ДОУ принимают на себя обязательство выстроить образовательный процесс таким образом, чтобы дети с ОВЗ и дети-инвалиды были включены в него и могли обучаться совместно с другими детьми. Педагоги ДОУ должны научиться работать с разноуровневым контингентом детей, находящихся в одном информационном поле. В группе могут присутствовать здоровые дети и дети с ОВЗ, такие как: дети с ДЦП, слабовидящие, слабослышащие, дети с нарушением РАС и дети-инвалиды.
Детям с ограниченными возможностями здоровья и детям-инвалидам государство обеспечивает (в соответствии с индивидуальной программой реабилитации инвалида):
-
- дошкольное воспитание;
- внешкольное воспитание и образование;
- среднее общее образование;
- среднее профессиональное образование;
- высшее профессиональное образование.
Им предоставляется возможность посещать детские дошкольные учреждения общего типа, если же состояние их здоровья это исключает, они направляются в специальные дошкольные учреждения.
Если ребенок-инвалид не может посещать специальное общеобразовательное учреждение, его обучают на дому по полной общеобразовательной или индивидуальной программе. Основанием для этого является заключение лечебно-профилактического учреждения.
Обучением ребенка на дому занимается ближайшее к его месту жительства образовательное учреждение, которое бесплатно предоставляет учебники, учебную, справочную и другую литературу, обеспечивает специалистами из числа педагогических работников, оказывает методическую и консультативную помощь, необходимую для освоения общеобразовательных программ, осуществляет промежуточную и итоговую аттестацию, выдает прошедшим итоговую аттестацию документ государственного образца о соответствующем образовании.
Нормативно-правовая база по обеспечению условий доступности
- Конвенция о правах инвалидов
- Приказ Министерства труда и социальной защиты РФ от 31 июля 2015 г. N 528 н «Об утверждении Порядка разработки и реализации индивидуальной программы реабилитации или абилитации инвалида»
- Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 09.11.2015 № 1309 «Об утверждении порядка обеспечения условий доступности для инвалидов объектов и предоставляемых услуг в сфере образования, а также оказания им при этом необходимой помощи»
- Федеральный закон от 1 декабря 2014 г. N 419-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам социальной защиты инвалидов в связи с ратификацией Конвенции о правах инвалидов» (с изменениями и дополнениями)
- Реализация ФГОС с ОВЗ
- Письмо Министерства образования и науки РФ от 11 марта 2016г. «О введении ФГОС ОВЗ»
- Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения и воспитания в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья»
- Приказ Министерства образования и науки РФ от 9 ноября 2015 г. N 1309«Об утверждении Порядка обеспечения условий доступности для инвалидов объектов и предоставляемых услуг в сфере образования, а также оказания им при этом необходимой помощи»
- Приказ Министерства образования и науки РФ от 30 августа 2013 г. N 1014«Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам — образовательным программам дошкольного образования»
- Приказ Минобрнауки РФ Об утверждении порядка обеспечения условий доступности для инвалидов
- Паспорт доступности для инвалидов объекта МБДОУ детский сад № 7
Информация о специальных условиях для обучения инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья в МБДОУ детском саду № 7
Cпециально оборудованные учебные кабинеты.
Кроме основной образовательной программы дошкольного образования МБДОУ детский сад № 7 реализует адаптированную программу дошкольного образования групп (для детей с ОВЗ) .
В учреждении имеется 2 специально оборудованных помещения – кабинеты учителей-логопедов для занятий с детьми, имеющими задержку речевого развития.
Специально предусмотренные и оборудованные помещения для занятий с детьми-инвалидами отсутствуют. Инвалиды и лица с ограниченными возможностями здоровья могут участвовать в образовательном процессе на общих основаниях. Воспитанник с ограниченными возможностями здоровья может осваивать основную образовательную программу дошкольного образования по индивидуальному образовательному маршруту.
В групповых помещениях обеспечен свободный доступ инвалидам и лицам с ограниченными возможностями здоровья к играм и игрушкам. Все групповые помещения оснащены необходимой мебелью, оборудованием (соответствующим росту и возрасту детей, учитывающим гигиенические и педагогические требования), играми и игрушками в соответствии с возрастными особенностями воспитанников, требованиями основной общеобразовательной программы ДОУ и ФГОС ДО.
При организации образовательной, игровой деятельности, в том числе для лиц с ограниченными возможностями здоровья в спортивном зале и групповых помещениях имеется коррекционное оборудование: фитболы, массажные мячи, набивные мячи, массажные дорожки, детские тренажеры, мягкие спортивные модули, мягкие маты и пр. Пространство группы организовывается в виде хорошо разграниченных уголков (уголок природы, книжный уголок, уголок изобразительной деятельности, уголок безопасности, уголок театрализованных игр, уголок двигательных игр, уголок сюжетно – ролевых игр, уголок конструирования и др.), оснащенных большим количеством развивающих материалов. Подобная организация пространства позволяет дошкольникам выбирать интересные для себя занятия, чередовать их в течение дня, а педагогу дает возможность эффективно организовывать образовательный процесс с учетом индивидуальных особенностей детей.
В детском саду имеются мультимедийные средства обучения (экран, проектор), аудиотехника (музыкальный центр, магнитофоны), компьютеры, МФУ.
Библиотека, приспособленная для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья не предусмотрена.
Объекты для проведения практических занятий, приспособленные для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья.
Музыкальный (спортивный) зал. Предназначен для решения задач музыкального воспитания и развития детей, а также для проведения утренней гимнастики, физкультурных занятий, досугов, праздников и развлечений. Оснащён современным оборудованием: мультимедийный программный комплект, пианино, учебно-методическими материалами, музыкально-методической литературой и дидактическими играми.
Методический кабинет. Это центр, обеспечивающий воспитателей ДОУ необходимой информацией, средствами обучения, учебно-методической литературой и т.д., которые подобраны в соответствии с образовательными областями.
Объекты спорта, приспособленные для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья
В детском саду созданы условия для полноценной двигательной деятельности детей, формирования основных двигательных умений и навыков, повышения функциональных возможностей детского организма, развития физических качеств и способностей. Для этого имеется разнообразное физкультурное оборудование (гимнастическая доска, гимнастическая скамейка, спортивный инвентарь, мячи, обручи, палки, скакалки и др., стойки и планки для прыжков и перешагивания, мешки с песком, оборудование для профилактики нарушений опорно-двигательного аппарата) и место для его хранения.
В детском саду имеется оборудованная спортивная площадка. Оборудование и инвентарь соответствуют правилам охраны жизни и здоровья детей, требованиям гигиены и эстетики, СанПин. Размеры и конструкции оборудования и пособий отвечают анатомо-физиологическим особенностям детей, их возрасту.
Cредства обучения и воспитания, приспособленные для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья
Средства обучения и воспитания, используемые в детском саду для обеспечения образовательной деятельности, рассматриваются в соответствии с ФГОС ДО к условиям реализации ООП ДО как совокупность учебно-методических материальных, дидактических ресурсов, обеспечивающих эффективное решение воспитательно-образовательных задач в оптимальных условиях.
Средства обучения подразделяются на следующие виды:
- печатные — учебники, пособия и др.;
- электронные и мультимедийные обучающие комплекты;
- аудиовизуальные- слайды, видеофильмы обучающие и т.д.;
- наглядные плоскостные — плакаты, карты, настенные магнитные доски и др.;
- демонстрационные — муляжи, макеты, стенды и др.;
- спортивные — спортивное оборудование.
Обеспечение беспрепятственного доступа в здания образовательной организации для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья
МБДОУ детский сад № 7 имеет отдельно стоящее здание 1969 г . постройки. Вход на территорию дошкольного учреждения, а также дорожка по периметру здания и входы на участки групп имеют асфальтовое покрытие. Размеры входных калиток и ворот позволяет проехать на территорию инвалиду-колясочнику.
Конструктивные особенности здания не предусматривают наличие подъёмников , устройства для закрепления инвалидных колясок, поручней внутри помещений, приспособлений для туалета/душа, кроватей и матрасов специализированного назначения и иных приспособления, обеспечивающие доступ инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ). Здание оснащено системой видеонаблюдения и противопожарной сигнализации.
При необходимости инвалиду или лицу с ограниченными возможностями здоровья будет предоставлено сопровождающее лицо.
Доступ к кабинетам администрации, методическому и медицинскому кабинетам, туалету обеспечен посредством предоставления сопровождающего лица.
В групповых помещениях обеспечен свободный доступ к играм и игрушкам. Учреждение укомплектовано квалифицированными кадрами, осуществляющими коррекционно- развивающую деятельность: учителя — логопеды , музыкальный руководитель, инструктор по физической культуре, медицинский работник.
При организации образовательной, игровой деятельности для лиц с ограниченными возможностями здоровья имеется коррекционное оборудование: фитболы разного размера, массажные мячи, набивные мячи, массажные дорожки, мягкие спортивные модули, мягкие маты.
Официальный сайт детского сада имеет версию для слабовидящих.
Доступ к электронным образовательным ресурсам, к которым обеспечивается доступ обучающихся, в т.ч. детям с ОВЗ и инвалидам не предусмотрен.
Дети с ОВЗ небольшой и средней тяжести и инвалиды могут участвовать в образовательном процессе на общих основаниях.
Специальные условия питания
В учреждении организовано сбалансированное питание в соответствии с примерным 20-дневным меню, утвержденным Управлением образования администрации г. Твери
Питание воспитанников детского сада осуществляется в соответствии с действующими Санитарно-эпидемиологическими правилами и нормативами СанПиН 2.4.1.3049-13, утвержденными Главным государственным санитарным врачом Российской Федерации 15.05.2013г.
Организация питания по отдельному меню для детей-инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья не осуществляется.
Cпециальные условия охраны здоровья
В дошкольном учреждении созданы условия для охраны здоровья воспитанников, в том числе лиц с ограниченными возможностями здоровья.
Медицинское обслуживание воспитанников дошкольного учреждения осуществляется врачом-педиатром и медицинской сестрой в соответствии с договором сотрудничества с ГБУЗ ДГКБ № 1 города Твери.
Для оказания доврачебной первичной медицинской помощи воспитанникам, инвалидам и лицам с ограниченными возможностями здоровья функционирует медицинский кабинет, процедурный кабинет, изолятор, оборудованные в соответствии со Стандартом оснащения медицинского блока.
ДОУ предоставляет помещение с необходимым оборудованием в соответствии с действующими санитарными правилами и нормативами.
В соответствии с договором и на основании ч. 4 ст.41 ФЗ от 29.12.12г., №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» ДОУ обязуется обеспечивать:
- текущий контроль за состоянием здоровья обучающихся;
- проведение санитарно-гигиенических, профилактических и оздоровительных мероприятий, обучение и воспитание в сфере охраны жизни и здоровья граждан в РФ;
- соблюдение санитарно-эпидемиологических правил и нормативов.
Исследование состояния здоровья воспитанников является прерогативой медицинских работников, которые проводят:
- профилактический осмотр детей;
- педиатрический осмотр с оценкой состояния здоровья детского коллектива;
- контроль режима и качество питания, соблюдение требований санитарно-эпидемических правил и норм;
- работу по профилактике детского травматизма;
- медицинский контроль при организации лечебно-оздоровительного и образовательного процесса;
- санитарно-просветительскую работу по профилактике инфекционных и паразитарных заболеваний, гигиеническому воспитанию, формированию здорового образа жизни ребенка;
- запрос информации с анализом состояния здоровья детей в результате проведенных профилактических осмотров.
Для профилактики заболеваний и оздоровления воспитанников в ДОУ проводится следующая работа
- занятия физической культурой 3 раза в неделю (2 занятия в помещении, 1 занятие – на свежем воздухе)
- ежедневная утренняя гимнастика
- физкультурные минутки и динамические паузы во время непосредственной образовательной деятельности
- корригирующая гимнастика после сна и закаливающие процедуры ежедневные прогулки 2 раза в день
- организация подвижных игр в течение дня, спортивных и музыкальных праздников и развлечений
- проведение минуток безопасности в течение дня
- соблюдение режимов: температурного, светового, питьевого, проветривания, двигательного
- неспецифическая профилактика гриппа и вирусных инфекцией по сезонам
- профилактические прививки
- оздоровительно – коррекционная работа.
Здание дошкольного учреждения оснащено противопожарной сигнализацией, световым табло «Выход», необходимыми табличками и указателями, системой аварийного освещения, «тревожной кнопкой», оснащено комплексом «Стрелец-Мониторинг». В здании имеются в наличии необходимые средства пожаротушения. Разработано Положение о контрольно-пропускном режиме МБДОУ детского сада № 7, которое распространяется на инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья.
Доступ к информационным системам и информационно-телекоммуникационным сетям, приспособленным для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья
Воспитанники МБДОУ детский сад № 7 не имеют доступ к информационным системам и информационно-телекоммуникационным сетям, специально оборудованного компьютерного кабинета нет.
Количество компьютеров в ДОУ, подключенных к сети Интернет, в том числе для учебно-вспомогательных целей – 2 шт. Локальная сеть обеспечена доступом к сети Интернет. Оказание данных услуг осуществляется провайдером «Ростелеком».
Разработан и действует сайт МБДОУ детский сад №7: ds7.detsad.tver.ru
Электронные образовательные ресурсы, к которым обеспечивается доступ инвалидов и лицами с ограниченными возможностями здоровья
Электронные образовательные ресурсы, к которым обеспечивается доступ воспитанников дошкольного учреждения, в том числе приспособленные для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья не предусмотрены.
Официальный сайт дошкольного учреждения имеет версию для слабовидящих.
Наличие специальных технических средств обучения коллективного и индивидуального пользования
В дошкольном учреждении имеются следующие специальные средства обучения коллективного и индивидуального пользования для воспитанников, в том числе инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья (нарушение речевого развития):
Кабинет учителя-логопеда содержит:
- материалы и игры по темам
- зеркало с лампой дополнительного освещения
- комплект зондов для постановки звуков
- дыхательные тренажеры, игрушки для развития правильного речевого дыхания
- картотеки материалов для автоматизации и дифференциации звуков
- логопедические альбомы для обследования
- предметные и сюжетные картинки по лексическим темам
- настольно-печатные дидактические игры
- алгоритмы, схемы, мнемотаблицы
- методическая, дидактическая, справочная и художественная литература.
- материалы и оборудование для индивидуальной работы с использованием инновационных технологий ( средства для Су-Джок терапии)
В каждой возрастной группе имеются дидактические игры, пособия, игрушки, методическая и художественная литература, необходимые для организации разных видов деятельности детей, в том числе приспособленные для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья.
Для организации конструктивной деятельности детей в каждой группе помимо различных наборов настольных конструкторов используются тактильные и крупногабаритные современные конструкторы.
Для продуктивной и творческой деятельности детей и сотрудников ДОУ в образовательно-воспитательном процессе задействованы технические средства обучения: телевизоры, DVD плееры, мультимедийный проектор, музыкальные центры, компьютеры — принтеры/сканер/ксерокс; факс; ноутбук,
Дети инвалиды и лица с ОВЗ могут участвовать в образовательном процессе на общих основаниях, в том числе с имеющимся в ДОУ оборудованием.
Наличие общежития, интерната, в том числе приспособленных для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья, количество жилых помещений в общежитии, интернате для иногородних обучающихся, формировании платы за проживание в общежитии
Общежитие, интернат, приспособленные для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья, отсутствует.