Доступная среда

Реабилитация людей с ограниченными возможностями здоровья является актуальной проблемой для общества и приоритетным направлением государственной социальной политики. В России  реализуется  Программа по созданию безбарьерной (доступной) среды для инвалидов и маломобильных групп населения.

В соответствии с нормативными документами РФ к маломобильным группам населения относятся:

  • Инвалиды с поражением опорно-двигательного аппарата (включая инвалидов, использующих кресла-коляски)
  • Инвалиды с нарушением зрения и слуха
  • Лица преклонного возраста (60 лет и старше)
  • Временно нетрудоспособные
  • Беременные женщины
  • Люди с детскими колясками
  • Дети дошкольного возраста.

Одним из приоритетных направлений государственной политики является политика создания условий для предоставления детям-инвалидам и детям с ОВЗ равного доступа к качественному образованию в образовательных организациях, реализующих образовательные программы дошкольного образования, с учетом особенностей их психофизического развития.

В современном образовании поставлена цель – обеспечить доступное и качественное образование детей с ОВЗ и детей-инвалидов. Поэтому ДОУ принимают на себя обязательство выстроить образовательный процесс таким образом, чтобы дети с ОВЗ и дети-инвалиды были включены в него и могли обучаться совместно с другими детьми. Педагоги ДОУ должны научиться работать с разноуровневым контингентом детей, находящихся в одном информационном поле. В группе могут присутствовать здоровые дети и дети с ОВЗ, такие как: дети с ДЦП, слабовидящие, слабослышащие, дети с нарушением РАС и дети-инвалиды.

Детям с ограниченными возможностями здоровья и детям-инвалидам государство обеспечивает (в соответствии с индивидуальной программой реабилитации инвалида):

    • дошкольное воспитание;
    • внешкольное воспитание и образование;
    • среднее общее образование;
    • среднее профессиональное образование;
    • высшее профессиональное образование.

       Им предоставляется возможность посещать детские дошкольные учреждения общего типа, если же состояние их здоровья это исключает, они направляются в специальные дошкольные учреждения.

      Если ребенок-инвалид не может посещать специальное общеобразовательное учреждение, его обучают на дому по полной общеобразовательной или индивидуальной программе. Основанием для этого является заключение лечебно-профилактического учреждения.

       Обучением ребенка на дому занимается ближайшее к его месту жительства образовательное учреждение, которое бесплатно предоставляет учебники, учебную, справочную и другую литературу, обеспечивает специалистами из числа педагогических работников, оказывает методическую и консультативную помощь, необходимую для освоения общеобразовательных программ, осуществляет промежуточную и итоговую аттестацию, выдает прошедшим итоговую аттестацию документ государственного образца о соответствующем образовании.

  Нормативно-правовая база по обеспечению условий доступности 

Информация о специальных условиях для обучения инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья в МБДОУ детском саду № 7 

Cпециально оборудованные учебные кабинеты. 

Кроме  основной образовательной программы дошкольного образования МБДОУ детский сад № 7 реализует адаптированную  программу дошкольного образования групп (для детей с ОВЗ) .

В учреждении имеется 2 специально оборудованных  помещения – кабинеты учителей-логопедов для занятий с детьми, имеющими задержку речевого развития.

Специально предусмотренные и оборудованные помещения для занятий с детьми-инвалидами отсутствуют. Инвалиды и лица с ограниченными возможностями здоровья могут участвовать в образовательном процессе на общих основаниях. Воспитанник с ограниченными возможностями здоровья может осваивать основную образовательную программу дошкольного образования по индивидуальному образовательному маршруту.  

В групповых помещениях обеспечен свободный доступ инвалидам и лицам с ограниченными возможностями здоровья к играм и игрушкам. Все групповые помещения оснащены необходимой мебелью, оборудованием (соответствующим росту и возрасту детей, учитывающим гигиенические и педагогические требования), играми и игрушками в соответствии с возрастными особенностями воспитанников, требованиями основной общеобразовательной программы ДОУ и ФГОС ДО.

  При организации  образовательной, игровой деятельности, в том числе для лиц с ограниченными возможностями здоровья в спортивном зале и групповых помещениях  имеется коррекционное оборудование: фитболы, массажные мячи, набивные мячи, массажные дорожки, детские тренажеры, мягкие спортивные модули, мягкие маты и пр. Пространство группы организовывается в виде хорошо разграниченных уголков (уголок природы, книжный уголок, уголок изобразительной деятельности, уголок безопасности, уголок театрализованных игр, уголок двигательных игр, уголок сюжетно – ролевых игр, уголок конструирования и др.), оснащенных большим количеством развивающих материалов.         Подобная организация пространства позволяет дошкольникам выбирать интересные для себя занятия, чередовать их в течение дня,  а педагогу дает возможность эффективно организовывать образовательный процесс с учетом индивидуальных особенностей детей.

В детском саду  имеются мультимедийные средства обучения (экран, проектор), аудиотехника (музыкальный центр, магнитофоны), компьютеры, МФУ.

Библиотека, приспособленная для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья не предусмотрена.

Объекты для проведения практических занятий, приспособленные для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья.

Музыкальный  (спортивный) зал.  Предназначен для решения задач музыкального воспитания и развития детей, а также для проведения утренней гимнастики, физкультурных занятий, досугов, праздников и развлечений. Оснащён современным оборудованием: мультимедийный программный комплект,  пианино, учебно-методическими материалами, музыкально-методической литературой и дидактическими играми.

Методический кабинет. Это центр, обеспечивающий воспитателей ДОУ необходимой информацией, средствами обучения, учебно-методической литературой и т.д., которые подобраны в соответствии с образовательными областями.

Объекты спорта, приспособленные для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья

В детском саду созданы условия для полноценной двигательной деятельности детей, формирования основных двигательных умений и навыков, повышения функциональных возможностей детского организма, развития физических качеств и способностей. Для этого имеется разнообразное  физкультурное оборудование (гимнастическая доска, гимнастическая скамейка, спортивный инвентарь, мячи, обручи, палки, скакалки и др., стойки и планки для прыжков и перешагивания, мешки с песком, оборудование для профилактики нарушений опорно-двигательного аппарата) и место для его хранения.

В детском саду имеется оборудованная спортивная площадка. Оборудование и инвентарь соответствуют правилам охраны жизни и здоровья детей, требованиям гигиены и эстетики, СанПин. Размеры и конструкции оборудования и пособий отвечают анатомо-физиологическим особенностям детей, их возрасту.

Cредства обучения и воспитания, приспособленные для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья

Средства обучения и воспитания, используемые в детском саду для обеспечения образовательной деятельности, рассматриваются в соответствии с ФГОС ДО к условиям реализации ООП ДО как совокупность учебно-методических материальных, дидактических ресурсов, обеспечивающих эффективное решение воспитательно-образовательных задач в оптимальных условиях. 

Средства обучения подразделяются на следующие виды:

  • печатные — учебники, пособия и др.;
  • электронные  и  мультимедийные обучающие комплекты;
  • аудиовизуальные- слайды, видеофильмы обучающие и т.д.;
  • наглядные плоскостные — плакаты, карты, настенные магнитные доски и др.;
  • демонстрационные — муляжи, макеты, стенды и др.;
  • спортивные — спортивное оборудование.
Обеспечение беспрепятственного доступа в здания образовательной организации для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья

МБДОУ детский сад  № 7 имеет   отдельно стоящее здание  1969  г . постройки. Вход на территорию дошкольного учреждения, а также дорожка по периметру здания и входы на участки групп  имеют асфальтовое покрытие. Размеры входных калиток и ворот позволяет проехать на территорию инвалиду-колясочнику.

Конструктивные особенности здания не предусматривают наличие подъёмников , устройства для закрепления инвалидных колясок, поручней внутри помещений, приспособлений для туалета/душа, кроватей и матрасов специализированного назначения и   иных приспособления, обеспечивающие доступ инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ).  Здание оснащено системой видеонаблюдения и противопожарной сигнализации.

При необходимости инвалиду или лицу с ограниченными возможностями здоровья будет предоставлено сопровождающее лицо.

Доступ к кабинетам администрации, методическому и медицинскому кабинетам, туалету обеспечен посредством предоставления сопровождающего лица.

В групповых помещениях обеспечен свободный доступ к играм и игрушкам. Учреждение укомплектовано квалифицированными кадрами, осуществляющими коррекционно- развивающую деятельность: учителя — логопеды , музыкальный руководитель,  инструктор по физической культуре, медицинский работник.

 При организации  образовательной, игровой деятельности для лиц с ограниченными возможностями здоровья имеется коррекционное оборудование: фитболы разного размера, массажные мячи, набивные мячи, массажные дорожки, мягкие спортивные модули, мягкие маты. 

Официальный сайт детского сада имеет версию для слабовидящих.

Доступ к электронным образовательным ресурсам, к которым обеспечивается доступ обучающихся, в т.ч. детям с ОВЗ и инвалидам не предусмотрен.

Дети с ОВЗ небольшой и средней тяжести и инвалиды могут участвовать в образовательном процессе на общих основаниях.

Специальные условия питания

В учреждении организовано сбалансированное  питание в соответствии с примерным 20-дневным меню, утвержденным Управлением образования администрации г. Твери

Питание воспитанников детского сада  осуществляется в соответствии с действующими Санитарно-эпидемиологическими  правилами и нормативами СанПиН 2.4.1.3049-13, утвержденными  Главным государственным санитарным врачом Российской Федерации 15.05.2013г.  

Организация питания по  отдельному меню для детей-инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья не осуществляется. 

Cпециальные условия охраны здоровья

В дошкольном учреждении созданы условия для охраны здоровья воспитанников, в том числе лиц с ограниченными возможностями здоровья.

Медицинское обслуживание воспитанников дошкольного учреждения осуществляется врачом-педиатром и медицинской сестрой в соответствии с договором сотрудничества с  ГБУЗ ДГКБ № 1 города  Твери.

Для оказания доврачебной первичной медицинской помощи воспитанникам, инвалидам и лицам с ограниченными возможностями здоровья  функционирует медицинский кабинет, процедурный кабинет, изолятор,  оборудованные  в соответствии со Стандартом оснащения медицинского блока.

 ДОУ предоставляет помещение с необходимым оборудованием в соответствии с действующими санитарными правилами и нормативами.

В соответствии с договором и на основании ч. 4 ст.41 ФЗ от 29.12.12г.,  №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» ДОУ обязуется обеспечивать:

  • текущий контроль за состоянием здоровья обучающихся;
  • проведение санитарно-гигиенических, профилактических и оздоровительных мероприятий, обучение и воспитание в сфере охраны жизни и здоровья граждан в РФ;
  • соблюдение санитарно-эпидемиологических правил и нормативов.

Исследование состояния здоровья воспитанников является прерогативой медицинских работников, которые проводят:

  • профилактический осмотр детей;
  • педиатрический осмотр с оценкой состояния здоровья детского коллектива;
  • контроль режима и качество питания, соблюдение требований санитарно-эпидемических правил и норм;
  • работу по профилактике детского травматизма;
  • медицинский контроль при организации лечебно-оздоровительного и образовательного процесса;
  • санитарно-просветительскую работу по профилактике инфекционных и паразитарных заболеваний, гигиеническому воспитанию, формированию здорового образа жизни ребенка;
  • запрос информации с анализом состояния здоровья детей в результате проведенных профилактических осмотров.

 Для профилактики заболеваний и оздоровления воспитанников в ДОУ проводится следующая работа

  • занятия физической культурой 3 раза в неделю (2 занятия в помещении, 1 занятие – на свежем воздухе)
  • ежедневная утренняя гимнастика
  • физкультурные минутки и динамические паузы во время непосредственной образовательной деятельности
  • корригирующая гимнастика после сна и закаливающие процедуры ежедневные прогулки 2 раза в день
  • организация подвижных игр в течение дня, спортивных и музыкальных праздников и развлечений
  • проведение минуток безопасности в течение дня
  • соблюдение режимов: температурного, светового, питьевого, проветривания, двигательного
  • неспецифическая профилактика гриппа и вирусных инфекцией по сезонам
  • профилактические прививки
  • оздоровительно – коррекционная работа.

 Здание дошкольного учреждения оснащено противопожарной сигнализацией, световым табло «Выход», необходимыми табличками и указателями, системой аварийного освещения, «тревожной кнопкой», оснащено комплексом «Стрелец-Мониторинг».  В здании имеются в наличии необходимые средства пожаротушения. Разработано Положение о контрольно-пропускном режиме МБДОУ детского сада № 7, которое распространяется на инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья.

 Доступ к информационным системам и информационно-телекоммуникационным сетям, приспособленным для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья

Воспитанники МБДОУ детский сад № 7  не имеют доступ к информационным системам и информационно-телекоммуникационным сетям, специально оборудованного компьютерного кабинета нет.

Количество компьютеров в ДОУ, подключенных к сети Интернет, в том числе для учебно-вспомогательных целей – 2 шт. Локальная сеть обеспечена доступом к сети Интернет. Оказание данных услуг осуществляется провайдером «Ростелеком».

Разработан и действует сайт  МБДОУ детский сад №7: ds7.detsad.tver.ru

Электронные образовательные ресурсы, к которым обеспечивается доступ инвалидов и лицами с ограниченными возможностями здоровья

Электронные образовательные ресурсы, к которым обеспечивается доступ воспитанников дошкольного учреждения, в том числе приспособленные для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья не предусмотрены.

Официальный сайт дошкольного учреждения имеет версию для слабовидящих.

Наличие специальных технических средств обучения коллективного и индивидуального пользования

В дошкольном учреждении  имеются следующие специальные  средства обучения коллективного и индивидуального пользования для воспитанников, в том числе инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья (нарушение речевого развития):

Кабинет учителя-логопеда содержит:

  • материалы и игры по темам
  • зеркало с лампой дополнительного освещения
  • комплект зондов для постановки звуков
  • дыхательные тренажеры, игрушки для развития правильного речевого дыхания
  • картотеки материалов для автоматизации и дифференциации звуков
  • логопедические альбомы для обследования
  • предметные и сюжетные картинки по лексическим темам
  • настольно-печатные дидактические игры
  • алгоритмы, схемы, мнемотаблицы
  • методическая, дидактическая, справочная и художественная литература.
  • материалы и оборудование для индивидуальной работы с использованием инновационных технологий ( средства для Су-Джок терапии)

В каждой возрастной группе имеются дидактические игры, пособия, игрушки, методическая и художественная литература, необходимые для организации разных видов деятельности детей, в том числе приспособленные для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья.

Для организации конструктивной деятельности детей в каждой группе помимо различных наборов настольных конструкторов используются тактильные и крупногабаритные современные конструкторы.

Для продуктивной и творческой деятельности детей и сотрудников ДОУ в образовательно-воспитательном процессе задействованы технические средства обучения: телевизоры, DVD плееры, мультимедийный проектор, музыкальные центры, компьютеры — принтеры/сканер/ксерокс; факс; ноутбук,

Дети инвалиды и лица с ОВЗ могут участвовать в образовательном процессе на общих основаниях, в том числе с имеющимся в ДОУ оборудованием.

Наличие общежития, интерната, в том числе приспособленных для  использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья, количество жилых помещений в общежитии, интернате для иногородних обучающихся, формировании платы за проживание в общежитии

Общежитие, интернат, приспособленные для  использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья, отсутствует.